?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В издательстве "КомпасГид" в самом начале зимы появились две новые книги Тимоте де Фомбеля.

Этот современный французский писатель нам знаком хорошо: ранее на русском языке вышли пять его книг: две дилогии и одна книжка-картинка. Пишет Фомбель на самые разные темы: "Тоби Лолнесс" представляет собой фэнтези на темы экологии, речь идёт об исчерпаемости природных ресурсов, не экологичном производстве и борьбе за источники энергии на примере отдельного взятого дерева и маленького народца, который населяет его ветви. Другая дилогия автора называется "Ванго", это приключенческая повесть с элементами фантастики, ретро- и стимпанк-мотивами, весьма закрученным сюжетом и морем романтики, повествующая о судьбе одного загадочного подростка, который в итоге оказывается потерянным наследником. А вот "Невыдуманный мир" - это книжка-картинка, созданная Фомбелем совместно с художницей Элоизой Шеррер, в которой рассказывается полная метафор история борьбы со своими страхами.

Видимо, Фомбель любит метафоры, потому что одна из его новых книг, "Девочка из башни 330", как раз является таковой с начала и до конца, хотя я не уверена, что автор задумал именно это.Маленькая повесть начинается как сто других книжек с полки young-adult фантастики: описан высокотехнологичный мир далекого будущего и одинокий подросток, который знакомится с необычной девушкой. Неожиданно эта самая девушка исчезает, и подросток бросается её искать, в ходе поисков он выясняет, что Селеста больна и её болезнь связана с экологической обстановкой планеты: чем больше уничтожается природных ресурсов, тем хуже она себя чувствует. Главный герой решает спасти свою любовь и, знаете, спасает! Мальчик, который не может пользоваться компьютером и, как нам сообщается в тексте, только и умеет, что играть на пианино, сумел организовать огласку в СМИ, убежать, чтобы никто не нашел, построить жилую хижину в условиях крайнего Севера и совершить ещё десяток невозможных вещей.Собственно, этот ни капли не убедительный конец и подталкивает к мысли о том, что перед нами не фантастическая повесть, а именно что метафорическая притча. Мы читаем, как любовь и забота способны совершать революции общемирового масштаба, а бесконечная эксплуатация природных ресурсов и игнорирование экологических проблем приводят к гибели. Мысли не новые и не оригинальные, однако это, конечно же, вовсе не повод не говорить об этом с подростками, скорее наоборот, чем больше поводов к ним вернуться, тем лучше.

Вторая повесть, "Книга Джошуа Перла", сложнее и объёмнее, время действия охватывает несколько десятилетий и два разных мира, читатель побывает в страшной сказке, затем в фашистком тылу вместе с отрядом движения Сопротивления, ещё в дремучем лесу и десятках других невероятных, но любимых в литературе мест. В "Книге Джошуа Перла" мы видим те же самые сюжетные приёмы, которые автор использует в предыдущих книжках: необъяснимая, но очень сильная любовь героев на всю жизнь, смятение как вторая главная составляющая эмоциональной матрицы героев, безупречность главных героев, хрупкость их мира, непостоянство благополучия и необходимость бежать и скрываться (в "Ванго" тайный наследник престола скрывался на никому не известном острове, а тут - в другом мире, Тоби Лолнесс не был наследником престола, но бежать и скрываться ему тоже пришлось), фантастический элемент, который неожиданно (или ожидаемо) меняет историю. Интересно, что в качестве матрицы автор выбрал "Русалочку" Андерсена (и все её возможные аналоги) и любопытно встроил её в своё повествование. Он вообще мастер смешивать жанры, направления и форматы (хотя кто-то разозлится и скажет, что он мастер писать ни то, ни се): каждая его книжка - это то ли сказка, то ли научная фантастика, то ли притча, то ли любовный роман для подростков, то ли социальная драма, нередко к его прозе подходит сразу несколько таких характеристик...

Что хорошо в книгах Фомбеля, так это любовь к историям и такая же любовь к красоте: истории у него интересные, а миры и герои - красивые. Чего стоит одна мармеладная лавка Джошуа Перла и его же коллекция чемоданов со сказками! Однако автор совершенно не умеет (или не хочет) рассказывать о сложных эмоциональных состояниях и их динамике. В его книгах почти нет полутонов, а с любовью и вовсе смешно: если кто-то влюбляется, то как в народной сказке: увидел красавицу ни в сказке сказать, ни пером описать - и полюбил на всю жизнь, вот и все описание (и так до самой смерти без каких-либо нюансов и мотиваций: любить самозабвенно и жертвовать собой ради этой любви).

Статья о Фомбеле на лабиринте >> https://www.labirint.ru/child-now/timothee-de-fombelle/

Posts from This Journal by “детские книги” Tag

  • Мой рыцарь

    Раньше, когда все показывали, какие книги они читают, ругали что-то и хвалили другое, легко было сетовать, что какая-то хорошая книга осталась…

  • Зимний читательский дневник - 1

    Очень коротко о моем декабрьском чтении. Именно в этом месяце в какой-то момент становится совершенно невыносимо работать и хочется только лежать на…

  • Две прекрасные книги накануне Нового года

    Буквально перед праздниками в лабиринте появились две книги, которые я ждала, пожалуй, больше всех. Жаль, что теперь лабиринт привезет их мне только…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
l_mouse
Dec. 22nd, 2017 04:58 am (UTC)
А если книги "Ванго" и "Девушка из башни 330" оценить по пятибальной шкале, сколько бы ты поставила?
eugeniashaffert
Dec. 22nd, 2017 05:01 am (UTC)
Я бы поставила "3", с уточнение, что читать увлекательно.
Джлшуа Перлу поставлю "4", а вот Тоби Лолнессу - "5", ты, правда, про них не спрашивала :)
laghetto
Dec. 22nd, 2017 01:40 pm (UTC)
Лолнесса еще не дочитала. Застряла в начале первой книги. Нравится, но иногда не подходит к сиюминутному ритму жизни. Дочитан будет точно. "Ванго" проглотила, хотя аннотация к книге отталкивала. Упомяну, что очень меня там привлекли дирижабли. Основа повествования забавна и увлекательна, но не более) "Девочка из башни" скорее понравилась, когда читала как-то стройно она в картинки выстраивалась. И есть две-три любопытных мысли, чтобы поговорить или обдумать. Фильм можно неплохой снять или мультик нарисовать.
"Джошуа Перл" лежит и ждет настроения. Скажу одно, хоть и не все произведения ровные, но общее улавливается и повествование все же притягивает.
А еще про "Невыдуманный мир" вспомню. Там, конечно, иллюстрации во многом книгу сделали, но без идеи и мысли их бы не было.
Хотя вот в последнее время даже не знаю стоит ли разделять тандемы писатель-художник в книгах-картинках. Мне кажется, что они скорее соавторы.

Edited at 2017-12-22 01:44 pm (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )